ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий практикум по зоологии позвоночных составлен коллективом преподавателей кафедры зоологии и экологии Московского педагогического государственного университета. Содержание пособия и объем включенного в него материала соответствуют образовательному стандарту и учебной программе курса зоологии позвоночных биолого-химических и географо-биологических факультетов педагогических вузов. В нем освещаются все предусмотренные программой темы, за исключением определения животных, коллоквиумов, экскурсий в природу и в музеи. Основой настоящего лабораторного практикума послужило "Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных" для студентов-биологов педвузов (Т.А. Адольф и др., 1983). Из него были исключены устаревшие сведения, введены новые данные, соответствующие современным научным достижениям. Существенно изменены разделы по систематике всех классов позвоночных животных и включен ряд новых лабораторных занятий. По существу, это новое учебное пособие, отражающее современный уровень развития зоологической науки. При его подготовке авторы учитывали специфику применения знаний по зоологии позвоночных выпускниками педвузов в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

В практикуме в описание каждого класса позвоночных животных включен раздел "Систематика", сопровождаемый примерным перечнем систематических групп и их основных представителей. Этот перечень ориентировочный, он может быть изменен в зависимости от наличия демонстрационного материала и характера местной фауны, представителям которой должно быть уделено должное внимание. Занятия по систематике классов проводятся в форме вводной беседы преподавателя о таксономической структуре класса, характерных признаках крупных систематических групп и небольших сообщений студентов. Они сообщают краткие сведения о географическом распространении и экологии типичных и практически важных представителей. Рассказ сопровождается демонстрацией чучел, тушек, муляжей, таблиц, фотографий и т.д.

В практикум не включены определительные таблицы, поскольку по всем классам позвоночных имеются специальные руководства, по которым производится определение животных.

3

Для целенаправленного и сознательного усвоения студентом материала и самоконтроля в каждое занятие введен раздел "Задание". В нем дается основной перечень того, что студент должен найти в рассматриваемых объектах, изучить и усвоить, какие рисунки выполнить.

При написании руководства авторы исходили из принципов сравнительно-анатомического анализа и филогенетических связей классов позвоночных, основное внимание уделено наиболее важным вопросам морфологии и анатомии изучаемых животных.

4